Юрий Целиков: Как мы искали первую «копейку»
- Интересный человек
Юрий Кузьмич Целиков — фигура легендарная. Его даже называют человеком — брендом Тольятти, настолько его имя вплетено в историю и завода, и города. С 1972 года он работал на АВТОВАЗе: начинал мастером, возглавлял важные подразделения, принимал активное участие в создании Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа и был первым председателем правления.
Сейчас он — член правления Совета ветеранов войны и труда ОАО «АВТОВАЗ». В ноябре Юрию Кузьмичу исполнилось 80 лет! Поздравляем от всей души! И делимся его захватывающей, иногда напоминающей детектив, историей про поиски самого первого автомобиля ВАЗ.
Юрий Целиков:
«Судьба мне подарила такую жизнь и встречи с такими людьми, с которыми я бы никогда не встретился если бы не работал на Волжском автозаводе.»
Про первый автомобиль
Самого первого собранного на АВТОВАЗе автомобиля нет. Не существует в природе. Его собрали, разобрали, стукнули, снова разобрали. Были первые шесть автомобилей. Я у Полякова лично спрашивал: «А почему вы не сохранили тот первый?» Он ответил: «Я запрещал и фотографировать, и вообще говорить на эту тему, пока не прошли все испытания». С 19 апреля до 1 мая 1970 года собрали всего 10 автомобилей. В мае их было уже 19. И только 18 августа началось серийное производство, когда правительство утвердило план. И вот именно тот, самый первый серийный автомобиль, мы и стали искать.
Про поиски
В 1999 году начали поиски совместно с Юрием Гейко (российский журналист, член Союза писателей России и Союза кинематографистов России, лауреат премий «Лучший журналист России», «Автомобильный журналист России», кандидат в мастера спорта по автоспорту). Он объявил в «Комсомолке» (газета «Комсомольская правда»), что мол «ищем самую старую «копейку». В редакцию пришло больше десяти тысяч писем со всех уголков страны! А нашли мы самый первый автомобиль рядом, в Самаре! Это был один из трёх претендентов, которых отобрали в ходе анализа писем, основываясь на самых малых номерах кузовов и двигателей. Один из них и спрятался в гараже на Красной Глинке.
Про гараж
Письмо прислала Елена Зимихина, её муж в своё время работал начальником в первом отделе одного из оборонных Самарских КБ и купил ноль первую. Ездили мало, потом хозяин умер, а машина ещё лет пятнадцать просто стояла в гараже. Нам оставалось проверить номер для запчастей, который является порядковым номером для маркировки на главном конвейере, а значит именно по нему и можно определить самый старший вазовский автомобиль. Мы вместе с Игорем Быстрицким (ветераном АВТОВАЗа) и спецкором «Комсомолки» приехали в Самару. Откопали, значит, этот гараж с сокровищем. Я поднял капот, ищу заветную табличку, смотрю, и волосы встали дыбом, ведь там: ноль-ноль-ноль-ноль-ноль-ноль-один! Вот она — самая первая! Те эмоции не передать! Там не только краска была родная, а даже вместо бачка омывателя грелка с кнопкой стояла, представляете. Но на этом история не кончилась.
Про экспертизу и счастливый финал
Как раз чересчур товарный вид и навёл смуту. Машина была настолько в идеальном состоянии (спидометр показывал всего‑то 89 706 километров), что представители Музея АВТОВАЗа во главе с Татьяной Ралка заявили, что, дескать, не верят они в то, что это самый первый автомобиль. Причём это произошло прямо на торжественном вручении нового автомобиля взамен найденной «копейки» Елене Зимихиной во Дворце Спорта зимой 2000 года. Пришлось проводить экспертизу. Сняли таблички у зимихинского автомобиля и у автомобилей-конкурентов. В итоге факт исторической ценности «копейки» с Красной Глинки был подтверждён, что мы и зафиксировали в официальном протоколе. И именно эта, самая первая из 2 702 903 «копеек», красуется в Музее АВТОВАЗа .