Когда Тольятти станет самым умным
- Город
Про умный дом, где чуть ли не силой мысли хозяина открываются шторы, готовится чай и ароматная хрустящая булочка, мы уже давно в курсе. Это всевозможные хайтек-примочки, делающие быт легче, лучше и удобнее. А что насчет города? Он тоже может быть умным и комфортным для жителей! Мы решили узнать, как у нас обстоят дела с технологиями и подумать, чего не хватает Тольятти: глядишь и беспилотных маршруток дождёмся.
Текст: Анастасия Шагарова

Возможно, вы подумали - о чём это они?! У нас и дорог нормальных нет: пока одну ремонтируют, другая рушится - и так по кругу. Между тем, уже пять лет Тольятти участвует в программе федерального проекта «Умный город» и развивает инфраструктуру, внедряя цифровые технологии в обиход горожан. Например, в Тольятти и во всём регионе действует «Карта жителя Самарской области», которой более ста тысяч жителей региона уже оплачивают проезд, покупки, получают скидки и кэшбек, используют её, как полис.
Есть и карта болельщика – с ней проще попасть на спортивные события. Благодаря цифровым технологиям можно активно участвовать в развитии города: голосовать за благоустройство территорий, выступать с инициативами, идеями. В онлайне сейчас можно заказать всевозможные справки, подать заявления и записаться к врачу (не во всех странах есть такие сервисы). Всё это повышает цифровой статус Тольятти. В новой российской системе IQ городов сейчас у Тольятти показатель - 37,5 (высокотехнологичный управляемый город). Чтобы стать высокоинтеллектуальным интегрированным, нужно дотянуть до 60 очков.
В вопросах развития города нет предела совершенству. Поэтому можно подумать, что можно изменить в любимом Тольятти и родном регионе!

Умные светофоры
Какой город, такие и светофоры, поэтому они непременно должны быть умными! Они разгрузят дорогу от пробок (сейчас: попал на один красный сигнал – на зелёный попадёшь не скоро). Умный светофор переключается так, чтобы быстрее пропустить машины, прогнозирует ситуацию наперёд. Система сокращает время автомобилиста и объём вредных выбросов. В 2023 году появилась новость, что в Самарской области появятся умные светофоры. Сейчас они работают только на Московском шоссе в Самаре. В Тольятти это коснётся улиц 50 лет Октября, Ларина, Александра Кудашева, Коммунальная Автозаводское, Южное и Обводное шоссе (на Комсомольский и Шлюзовой районы инноваций, похоже, не хватило).
Лавочки, фонари, зарядки
Сингапур пилотирует схему цифровой идентификации и устанавливает интеллектуальное освещение, которое само знает, где, когда, как ярко, в какую сторону нужно или не нужно светить (это вам не просто старые лампочки обновить на нескольких улицах).
В Лондоне фонарные столбы и скамейки не только элементы городского интерьера, но и точки с общественным Wi-Fi, датчиками качества воздуха и зарядкой электромобилей.
На наших улицах редко увидишь электрокар, но нужно действовать на опережение! Если бензина и газа хватает на все автомобили от ВАЗа до мерседеса, то с зарядками дело обстоит печально. В Тольятти есть несколько станций (больше всего в Новом городе), но далеко уезжать опасно (застрять в лесу не хочется). Где-то таких пунктов нет, где-то могут возникнуть неисправности – столбов много, а зарядок нет. Когда этот вопрос проработают, вполне возможно, что на дороге будет больше машин будущего.

Умный транспорт
В деловом квартале Парижа курсируют шаттлы, похожие на маршрутки, Дубай разрабатывает систему беспилотных летающих такси. В Тольятти же мы говорим, прежде всего, про общественный транспорт, в котором можно будет добраться в любую точку города хотя бы до 23:00 без кучи пересадок. Современные комфортные автобусы и троллейбусы, вместо существующих (иногда, древних) маршруток, откуда часто пассажиры выходят обруганными и на негативе.
Этот мир станет лучше, когда появятся автобусы и остановки с отоплением и кондиционерами. На остановках не помешают и цифровые табло со временем прибытия автобусов (такие есть в Самаре – вещь полезная).
Для этого есть приложение «Яндекс.Транспорт», но загвоздка в том, что оно отслеживает не весь транспорт. А возможность оплатить проезд в маршрутке картой упростила бы жизнь многим.
Пешеходные и велодорожки
Представьте, если бы в Тольятти был пешеходный маршрут, соединяющий все районы города! И вдобавок дублёр для велосипедов, роликов и других подобных средств передвижения – так и пробки будут нипочём! Сюда же можно отнести и велосипедные перемещения по городу, для которых сейчас нет безопасных маршрутов. Можно кататься по комфортабельным трассам на набережной, вдоль леса или в Портпосёлке. Но тут нужно обладать ловкостью и даже смелостью, поэтому мейнстримом семейные поездки точно не станут, пока не появится сеть велодорожек. В Китае вообще строится город без машин, где 80 тысяч жителей будут передвигаться на великах. По расчётам так сократится трта ресурсов: воды - на 58%, электроэнергии - на 48%.
Город для людей
Отлично, что у нас ремонтируются старые пространства, но нужны и новые. Территории, которые горожане могут посещать беспрепятственно: парки, центры, пешеходные зоны, лектории, арт-кластеры. Нужна прогрессирующая социализация городского пространства. Это точно повысит уровень комфорта городской среды.
Проект «Умный город». Города оцениваются по 47 показателям, разделённых на 10 направлений: инновации для городской среды, «умное» ЖКХ, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связей и т.д. В проекте участвуют 213 городов – с численностью населения свыше 100 000 чел., административные центры субъектов России и города-пилоты, подписавшие соглашения с Минстроем. Есть и мировой рейтинг Smart City Index, показывающий, где наиболее интегрированы высокие технологии в быт граждан.
А что думаете вы, дорогие читатели «БИГ ТЛТ»: чего не хватает Тольятти, чтобы стать максимально комфортным и удобным? Делитесь идеями с нами в соцсетях: мы непременно их опубликуем и устроим обсуждение.
Ведь город делают люди!