Как учебные заведения Тольятти пережили пандемию

В новый учебный год мы идем, имея за плечами ценный и необычный опыт - дистанционное образование. Как  колледжи и институты города пережили  «дистанционку», кому было сложнее - студентам или преподавателям, что из системы образования США прижилось в России, а также прогнозы о будущем образования - все это обсудили на нашем «Круглом столе» главные люди по образованию в Тольятти.

 

Татьяна Александровна Михайленко, директор Химико-технологического колледжа.

Работа складывалась в авральном режиме, но мы справились. Сложность была в том, что у нас не было единого онлайн-пространства, где бы взаимодействовали преподаватели и студенты. Нам пришлось быстро осваивать новые онлайн-платформы. Преподавателям было сложнее, чем студентам. Многим помог творческий подход. Одному педагогу пришлось проводить учебную слесарную практику в онлайне. Слесари работают с металлом: режут, сверлят, паяют. Тут же они использовали альтернативные материалы и практика прошла на УРА! Традиционное образование невозможно заменить дистанционным, тем более в технических специальностях.

Онлайн-формат можно применять как элемент, но не более. Помимо коронавируса у нас есть сезонные простудные заболевания, когда студент может выпасть из учебного процесса на несколько недель. В таких случаях новые навыки и будем применять.

 

Иван Владимирович Егоров, директор Тольяттинского Медицинского колледжа

Для нас карантин стал большим испытанием. В медобразовании большая доля обучения - это практика. Студенты проводят 40% времени в больницах и в поликлиниках. Провести в онлайн-формате это нельзя. Практические занятия передвинули на более поздние сроки или на следующий учебный год. 
Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, - обязательная преддипломная практика выпускного курса и ее отодвигать было нельзя. Долго решали вопрос - насколько приемлемо сейчас отправлять студентов в медучреждения. Моя позиция была - ничего в этом страшного нет. Если вы готовитесь работать в здравоохранении, должны быть готовы к любым условиям. 
В итоге все наши выпускники прошли практику. Часть студентов решили работать с больными ковидом: прошли 36-часовое обучение и добровольно, со всеми надбавками, работали и работают порядка 35 студентов.
Будущее в медицинском образовании за классическим форматом. Элементы дистанционного обучения можно применить, но незначительно. 

Ошибаться медики на выходе из учебного заведения не должны, потому что некоторые ошибки исправить будет нельзя. А это отрабатывается только на реальной практике.

 

Владимир Андреевич Якушин, ректор Волжского Университета имени В.Н. Татищева

Я как человек, который 45 лет преподает, пришел к такому выводу: если мы онлайн-обучение сделаем нормой - это будет катастрофа для образования! Почему? Любой образовательный процесс, особенно в ВУЗе - это триада. Первое - подача информации, второе - воспитание и самовоспитание на примере преподавателя, и третье - общение: между студентами, когда они слышат друг друга, разбирают проблемные вопросы в живой аудитории. В онлайне этого нет.

 
По сути система онлайн-обучения - это система самообразования. А давно известно, что самообразовываться может только 10% населения, всем остальным нужно общение и контакт с преподавателем.
 
Онлайн-образование формирует принцип индивидуализма. В 2007 году я был в США. В это время в Самарской области была идея сделать образовательные округа в школах: группа школ для начальных классов, для средних и так далее. В Америке система построена именно так. В этих школах нет самого главного - школьных традиций, которые взращивают товарищество. Там растут чистые индивидуалисты: вот мой компьютер, вот мой стол, вышел я из школы - ты меня больше не интересуешь.
С ЕГЭ мы же тоже переняли американский опыт. Американцам «навязал» эту идею некий Инвар Джонсон. Человек, не имевший даже среднего образования. Его систему начали вводить в Америке в 80-х годах. Но в 2000-х эксперты обнаружили, что качество образования резко упало. Стали разбираться и выяснили, что основная причина - навязанная идея Джонсона. Ведь это просто натаскивание! Мышления нет, человек не учится анализировать. Джонсона привлекли к уголовной ответственности. А наши взяли и внедрили его идею ЕГЭ. 
 
Интересный факт - в средних школах в Великобритании дети учатся по советским учебникам 80-х годов, переведенных на английский язык. Наш ученик сегодня вместо того, чтобы учиться говорить, писать, мыслить, должен найти ответ в интернете. Ребенок сейчас ищет, не ту сферу, где ему интересно, а где ему легче сдать ЕГЭ.
 
 
 
 
 

 Инна Александровна Поленова, генеральный директор колледжа Волжского Университета имени В.Н. Татищева.

Сперва самоизоляцию мы восприняли негативно. Но по итогам семестра, я вижу плюсы в нашей работе. Преподаватели быстро мобилизовались. Использовали мессенджеры, соц. сети, платформы zoom и google meet. Так увлеклись, что организовали презентации профессий, где подключались до 50 студентов. Итоговую аттестацию провели очно, но были ребята, которые уехали на север и мы успешно провели экзамен в онлайне. 

 

Мы сделали опрос среди студентов: 30% оценили введение дистанционного обучения как очень хорошее и сказали, что и дальше так учились бы, а 70% сказали, что устали от домашнего обучения и что хотят вернуться, потому что хотят общаться.

 
У нас есть творческие специальности, например актерское мастерство, журналистика, филология, в которых очень важен сам процесс говорения. Для таких специальностей дистанционное обучение, на наш взгляд, неприемлемо. Исключение - период продолжительной болезни.
 
 
 
 

 Светлана Михайловна Медведева, директор Колледжа технического и художественного образования.

Как и для всех, для нас это был стресс. У нас есть  профессии, где требуется отрабатывать практические навыки - работа в мастерских, у хореографов в сценических классах. С этой точки зрения было проблематично, но мы смогли выстроить образовательный процесс. У хореографов работа велась онлайн, а когда уже можно было посещать открытые пространства, студенты снимали себя на видео.

 
Это был уникальный творческий процесс! Студент сам выбирал музыку и сюжет, придумывал хореографию и сам исполнял этот номер. Ребята нашли возможность выразить пластику тела на фоне Жигулевских гор, на фоне Волги, в лесу. Причем это не просто движение в танце, а раскрытие определенного образа, а декорациями были поля, леса и луга.
 
Преподаватели тоже получили дополнительные навыки в период карантина. Пользовались интерактивными досками, интернет-ресурсами, учились общаться через монитор, держать аудиторию в онлайне.
 
 
 
 
 

 Владимир Александрович Шемонаев, директор Межрегионального института дополнительного профессионального образования.

Несмотря на карантин, сохранилась необходимость в повышении квалификации персонала. Мы перешли на удаленный формат достаточно успешно. Базовое профессиональное обучение и программы повышения квалификации - это разные вещи, что, к сожалению, не все понимают.

 
Основное профессиональное образование должно быть очным. Но, когда уже есть база, когда уже сложились компетенции, повышать свою квалификацию можно и дистанционно.
 
Тем более это очень удобная форма обучения, не требует отрыва от работы и специальных условий. Достаточно иметь ПК и интернет. С 2020 года все организации должны, соблюдать требования, предъявляемые профстандартами. По некоторым специальностям нужно регулярное повышение квалификации. Например, экономист не может работать бухгалтером без дополнительного проф.образования. Поэтому сейчас высок спрос на программы повышения квалификации и профессиональную переподготовку. И напоследок хочется процитировать Бенджамина Франклина «Если человек облегчает свой кошелек в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть». Инвестиции в знания приносят наибольший доход.
 
 

 Даниил Ардалин, учредитель Тольяттинского Экономико-Технологического Колледжа.

Любой новый опыт - это тоже опыт. Хотя дистанционное образование изобрели не мы. Просто раньше это все было на добровольной основе, а когда у людей нет выбора, приходится мириться с обстоятельствами. Не могу сказать что мы в восторге от произошедшего. Можно сделать только один вывод - дистанционное образование никогда не заменит классическое очное обучение, так как главные составляющие любого образование это прежде всего живой контакт с учителем, с другими студентами, это школа знаний и школа общения, школа выживания если хотите. Именно так! Молодые люди должны научится жить в обществе других людей прежде всего, и научиться здраво мыслить и принимать решения! Правильные решения! От этого зависит их будущее! Поэтому, только очное образование - светлое будущее наших детей!

 

 Татьяна Викторовна Буробина, генеральный директор колледжа Современная Гуманитарная Бизнес-академия.

В самом начале мы вообще не понимали, что делать. Ведь наше общение с преподавателями, со студентами было очень близким, личным. Мы вообще очень семейная Академия и тут мы попали в ситуацию, когда нас всех разъединили, посадили по домам, мы не могли посмотреть друг другу в глаза, обнять друг друга, обменяться энергией. Но адреналин заставляет мозг работать, поэтому мы многое поняли, научились, осознали новые возможности. Нет худа без добра - это действительно так!
Онлайн - стал новой реальностью для нас.Технически мы были готовы, сложнее было психологически: уйти в дистант так резко. Как вести себя в этой ситуации, у нас даже не было изначально четких протоколов занятий на дистанте. Были случаи, когда студенты во время лекций параллельно занимались другими делами: ели, пили чай. Были и комичные ситуации, когда родители, не осознавая, что мы их видим, подбегали (в чем есть) к своим детям и  пытались помочь со звуком или видео! 
Что лучше - онлайн или офлайн, не могу сказать однозначно. Вот только представьте себе, итальянский язык - это язык, который требует очень близкого присутствия и общения. Итальянцы общаются всем - руками, глазами, мимикой, телом, энергией. Чем это заменить в онлайне? Нечем. Но онлайн-обучение помогло нам расширить границы, к нам стали обращаться из других городов и регионов!
 
 

 


цифровой интерактивный журнал

№2(51)

журнал Биг Тлт Большой Тольятти, реклама в тольятти, журнал город тольятти, наш тольятти, тольятти джорнал
Всё самое интересное, что
происходит в городе, читай
каждый месяц в цифровом интерактивном журнале
«БИГ ТЛТ»/Большой Тольятти!

Новости

bigtlt-logo-Image
Имя для проекта про интересный Тольятти мы придумали, когда обсуждали, что значит для нас наш город, и решили, что Тольятти будто бы два: маленький — с родным двором, офисным столом и пивом в пятницу, и большой — с амбициозными проектами, новыми местами, громкими событиями и интересными людьми. И вот этот шумный, наполненный жизнью и новостями город мы называем Большим Тольятти. О нём мы и рассказываем на сайте, в журнале и соцсетях.

о «БИГ ТЛТ»

Реклама

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Подписаться на журнал
©2022 Bigtlt.ru Использование материалов «Биг Тлт» разрешено только при наличии активных ссылок на источник.