Как учебные заведения Тольятти пережили пандемию
- Город
В новый учебный год мы идем, имея за плечами ценный и необычный опыт - дистанционное образование. Как колледжи и институты города пережили «дистанционку», кому было сложнее - студентам или преподавателям, что из системы образования США прижилось в России, а также прогнозы о будущем образования - все это обсудили на нашем «Круглом столе» главные люди по образованию в Тольятти.
Татьяна Александровна Михайленко, директор Химико-технологического колледжа.
Работа складывалась в авральном режиме, но мы справились. Сложность была в том, что у нас не было единого онлайн-пространства, где бы взаимодействовали преподаватели и студенты. Нам пришлось быстро осваивать новые онлайн-платформы. Преподавателям было сложнее, чем студентам. Многим помог творческий подход. Одному педагогу пришлось проводить учебную слесарную практику в онлайне. Слесари работают с металлом: режут, сверлят, паяют. Тут же они использовали альтернативные материалы и практика прошла на УРА! Традиционное образование невозможно заменить дистанционным, тем более в технических специальностях.
Онлайн-формат можно применять как элемент, но не более. Помимо коронавируса у нас есть сезонные простудные заболевания, когда студент может выпасть из учебного процесса на несколько недель. В таких случаях новые навыки и будем применять.
Иван Владимирович Егоров, директор Тольяттинского Медицинского колледжа
Для нас карантин стал большим испытанием. В медобразовании большая доля обучения - это практика. Студенты проводят 40% времени в больницах и в поликлиниках. Провести в онлайн-формате это нельзя. Практические занятия передвинули на более поздние сроки или на следующий учебный год.
Самая большая проблема, с которой мы столкнулись, - обязательная преддипломная практика выпускного курса и ее отодвигать было нельзя. Долго решали вопрос - насколько приемлемо сейчас отправлять студентов в медучреждения. Моя позиция была - ничего в этом страшного нет. Если вы готовитесь работать в здравоохранении, должны быть готовы к любым условиям.
В итоге все наши выпускники прошли практику. Часть студентов решили работать с больными ковидом: прошли 36-часовое обучение и добровольно, со всеми надбавками, работали и работают порядка 35 студентов.
Будущее в медицинском образовании за классическим форматом. Элементы дистанционного обучения можно применить, но незначительно.
Ошибаться медики на выходе из учебного заведения не должны, потому что некоторые ошибки исправить будет нельзя. А это отрабатывается только на реальной практике.
Владимир Андреевич Якушин, ректор Волжского Университета имени В.Н. Татищева
Я как человек, который 45 лет преподает, пришел к такому выводу: если мы онлайн-обучение сделаем нормой - это будет катастрофа для образования! Почему? Любой образовательный процесс, особенно в ВУЗе - это триада. Первое - подача информации, второе - воспитание и самовоспитание на примере преподавателя, и третье - общение: между студентами, когда они слышат друг друга, разбирают проблемные вопросы в живой аудитории. В онлайне этого нет.
По сути система онлайн-обучения - это система самообразования. А давно известно, что самообразовываться может только 10% населения, всем остальным нужно общение и контакт с преподавателем.
С ЕГЭ мы же тоже переняли американский опыт. Американцам «навязал» эту идею некий Инвар Джонсон. Человек, не имевший даже среднего образования. Его систему начали вводить в Америке в 80-х годах. Но в 2000-х эксперты обнаружили, что качество образования резко упало. Стали разбираться и выяснили, что основная причина - навязанная идея Джонсона. Ведь это просто натаскивание! Мышления нет, человек не учится анализировать. Джонсона привлекли к уголовной ответственности. А наши взяли и внедрили его идею ЕГЭ.
Интересный факт - в средних школах в Великобритании дети учатся по советским учебникам 80-х годов, переведенных на английский язык. Наш ученик сегодня вместо того, чтобы учиться говорить, писать, мыслить, должен найти ответ в интернете. Ребенок сейчас ищет, не ту сферу, где ему интересно, а где ему легче сдать ЕГЭ.
Инна Александровна Поленова, генеральный директор колледжа Волжского Университета имени В.Н. Татищева.
Сперва самоизоляцию мы восприняли негативно. Но по итогам семестра, я вижу плюсы в нашей работе. Преподаватели быстро мобилизовались. Использовали мессенджеры, соц. сети, платформы zoom и google meet. Так увлеклись, что организовали презентации профессий, где подключались до 50 студентов. Итоговую аттестацию провели очно, но были ребята, которые уехали на север и мы успешно провели экзамен в онлайне.
Мы сделали опрос среди студентов: 30% оценили введение дистанционного обучения как очень хорошее и сказали, что и дальше так учились бы, а 70% сказали, что устали от домашнего обучения и что хотят вернуться, потому что хотят общаться.
Светлана Михайловна Медведева, директор Колледжа технического и художественного образования.
Как и для всех, для нас это был стресс. У нас есть профессии, где требуется отрабатывать практические навыки - работа в мастерских, у хореографов в сценических классах. С этой точки зрения было проблематично, но мы смогли выстроить образовательный процесс. У хореографов работа велась онлайн, а когда уже можно было посещать открытые пространства, студенты снимали себя на видео.
Это был уникальный творческий процесс! Студент сам выбирал музыку и сюжет, придумывал хореографию и сам исполнял этот номер. Ребята нашли возможность выразить пластику тела на фоне Жигулевских гор, на фоне Волги, в лесу. Причем это не просто движение в танце, а раскрытие определенного образа, а декорациями были поля, леса и луга.
Владимир Александрович Шемонаев, директор Межрегионального института дополнительного профессионального образования.
Несмотря на карантин, сохранилась необходимость в повышении квалификации персонала. Мы перешли на удаленный формат достаточно успешно. Базовое профессиональное обучение и программы повышения квалификации - это разные вещи, что, к сожалению, не все понимают.
Основное профессиональное образование должно быть очным. Но, когда уже есть база, когда уже сложились компетенции, повышать свою квалификацию можно и дистанционно.
Даниил Ардалин, учредитель Тольяттинского Экономико-Технологического Колледжа.
Любой новый опыт - это тоже опыт. Хотя дистанционное образование изобрели не мы. Просто раньше это все было на добровольной основе, а когда у людей нет выбора, приходится мириться с обстоятельствами. Не могу сказать что мы в восторге от произошедшего. Можно сделать только один вывод - дистанционное образование никогда не заменит классическое очное обучение, так как главные составляющие любого образование это прежде всего живой контакт с учителем, с другими студентами, это школа знаний и школа общения, школа выживания если хотите. Именно так! Молодые люди должны научится жить в обществе других людей прежде всего, и научиться здраво мыслить и принимать решения! Правильные решения! От этого зависит их будущее! Поэтому, только очное образование - светлое будущее наших детей!
В самом начале мы вообще не понимали, что делать. Ведь наше общение с преподавателями, со студентами было очень близким, личным. Мы вообще очень семейная Академия и тут мы попали в ситуацию, когда нас всех разъединили, посадили по домам, мы не могли посмотреть друг другу в глаза, обнять друг друга, обменяться энергией. Но адреналин заставляет мозг работать, поэтому мы многое поняли, научились, осознали новые возможности. Нет худа без добра - это действительно так!
Онлайн - стал новой реальностью для нас.Технически мы были готовы, сложнее было психологически: уйти в дистант так резко. Как вести себя в этой ситуации, у нас даже не было изначально четких протоколов занятий на дистанте. Были случаи, когда студенты во время лекций параллельно занимались другими делами: ели, пили чай. Были и комичные ситуации, когда родители, не осознавая, что мы их видим, подбегали (в чем есть) к своим детям и пытались помочь со звуком или видео!
Что лучше - онлайн или офлайн, не могу сказать однозначно. Вот только представьте себе, итальянский язык - это язык, который требует очень близкого присутствия и общения. Итальянцы общаются всем - руками, глазами, мимикой, телом, энергией. Чем это заменить в онлайне? Нечем. Но онлайн-обучение помогло нам расширить границы, к нам стали обращаться из других городов и регионов!